sindromПлохое обучение в школе довольно часто объясняется не только простой ленью и неспособностью учителя правильно преподать предмет. Нередко проблема кроется в более серьезном. Психологи отмечают довольно широкое распространение такого явления, как синдром хронической неуспешности, который может сложиться в дошкольном либо в младшем школьном возрасте. При данном синдроме межличностная ситуация развития характеризуется несовпадением ожиданий взрослых и достижений ребенка.

Риск возникновения такого явления появляется в случае, когда с ребенком начинают систематически заниматься и результат категорически не устраивает педагога или родителей.

 Чаще всего в младшем, среднем дошкольном возрасте родители редко проявляют повышенный интерес к успешности ребенка в решении задач и выполнении различных заданий. Отношение к ребенку, оценка его в плане «хороший» или «плохой» определяется иными критериями – его поведением дома в бытовых ситуациях и с другими детьми, уровням послушания и т.д.

Во время подготовки малыша к школьному обучению либо немного позже, в первом классе, отношение родителей к неудачам и успехам ребенка резко меняется. Теперь мерилом его «хорошести» становятся успехи – то, насколько хорошо он учится, насколько сообразителен и какими знаниями обладает, как легко решает задачи и выполняет задания. К неудачам и трудностям, которые неизбежны в школьном обучении, родители стараются относиться резко отрицательно, таким образом, мотивируя ребенка на хорошее обучение. Но ребенок воспринимает это как своеобразный сигнал о том, что любить его будут только в случае успешности обучения. Далеко не все дети могут самостоятельно справиться с таким грузом и оправдать родительские ожидания.

Аналогичный эффект появляется, если ожидания родителей, которые сильно озабочены достижениями ребенка с самого его детства, сильно завышены. Если малыша начинают учить писать и читать с трех лет, а он не проявляет успехов на протяжении минимальных сроков, родители становятся недовольны отсутствием признаков вундеркинда и тяжесть такой ответственности ложится на ребенка. А понять, что он и не должен все уметь в три года, малыш не способен. Поэтому ему просто приходится довольствоваться подсознательным осознанием того, что его не любят из-за отсутствия успехов в учебе и что добиться любви он может исключительно хорошим обучением. Это провоцирует обратный эффект и ребенок, из-за боязни сделать что-то не так, вообще ничего не делает, становясь хронически неуспешным.

Для хронической несупешности характерны такие проявления реакции социального окружения, как постоянная негативная оценка действий и умений, большое количество замечаний, вечное недовольство педагога и родителей. В результате таких действий в ребенке появляется и постоянно поддерживается тревога. Пропадает уверенность в себе, существенно снижается самооценка. Чаще всего позиция младшего школьника с синдромом хронической неуспешности касательно себя – представление себя как безнадежно плохого ученика.

Следствия высокого уровня тревоги – непродуктивная трата времени на совершенно не существенные детали, постоянная боязнь сделать что-то не так, отсутствие концентрации и т.д. В таком случае родителям желательно обратиться к психологу для совместного с ребенком прохождения терапии – учиться относиться к успехам и неудачам по-иному придется всем членам семьи.

По материалам сайта http://www.edu-all.ru/

Контактная информация

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" (МБОУ "СОШ№2") ХМАО-Югра г.Югорск ул. Мира 85
+79226519863
mvnikif@yandex.ru

Обратная связь